На главную

Ветераны вспоминают ...

  1. ДУТБАЕВ НУРЫМ
  2. МАСЫЧ ВАЛЕНТИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ
  3. ИСАКОВА С.
  4. РЕМЫГА НИКОЛАЙ
  5. НЫСЫМБАЕВА СОФЬЯ ШАМСУТДИНОВНА
  6. БЕДА МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА
  7. ГАРИН ПЕТР ИВАНОВИЧ
  8. БАБЕНКО ФЕДОР ФИЛИМОНОВИЧ
  9. САРАБАЕВ МАРАТ ТАСТЕМИРОВИЧ

    Из воспоминаний почетного железнодорожника СССР НУРЫМА ДУТБАЕВА

    Без прошлого, как говорят, не может быть и настоящего. В минуту раздумий так и хочется вспомнить своих товарищей и коллег по работе. Я очень благодарен своей судьбе, что она свела меня с замечательными людьми, при поддержке которых мне было легко и свободно начать жизнь. Чем дальше уходят годы, тем дороже мне становятся эти замечательные люди. Товарищи мои и коллеги работали машинистами и помощниками в депо «Казахстан». В 1944 году с фронта возвращается в солдатской шинели с простреленными ногами Игорь Маркович Летчфорд. Он хорошо осознавал, какая ответственность по безопасности движения ложится на людей, и понимал, как тяжёл труд на паровозах. С удовольствием вспоминаю наших паровозных машинистов и их помощников: Худолей И.Д., Исаев Г, Шевченко В.Я., Бондаренко О.А, Шувалов И.И., Яковенко А.И., Дутбаев Н., Кочетков В.И., Пономарев П.А., Мареев Д., Халманов, Карязин А., Юрков В.С., Шведов Н.А., Иванов Н.И., и другие. В годы Великой Отечественной войны днем и ночью эти товарищи вели составы с военной техникой и солдатами на фронт. В пятидесятые годы на смену паровозам пришли тепловозы, которые до сих пор работают на участках Озинки – Уральск – Соль-Илецк. Мне пришлось работать на тепловозах около 40 лет с такими товарищами, как: Рейгас Я.А., Рейгас Н., Рейгас А., Тихонов А.А., Немченко Ф.Д., Есенов А., Дутбаев М., Вдовкин Н., Журкин В., Резкин П.М., Резкин В., Резкин С., Баймуханов А., Кусланов С.К., Арсламбаев А., Филатов В., Нуркенов Н.. Как не вспоминать машиниста, отца Юрия Павловича Фокина. Кряжистый мужчина с большими усами, всегда, когда мы ехали на поезде, сопровождал нас улыбкой и добрым взглядом. А Юрий Павлович, с набитым портфелем книг, всегда спешил к детям в школу. Давал ли он Островского или Пушкина, Некрасова или Есенина, Достоевского или Чехова, всегда это делал с чувством ответственности, с чувством оптимизма. Был частым гостем у железнодорожников. Как сейчас помню, разбирали фильм по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Какая духовная красота сопровождала его в жизни! Очень любил Юрий Павлович, когда над станцией летели стаи крикливых гусей. Летели они с вечера и до утра, всю ночь, и сколько их было. Наш замечательный, добрый Иван Дмитриевич Худолей любил, когда вся степь горела ярким пламенем красных тюльпанов. Вспоминаю директора школы Якова Ивановича Бурлуцкого, который начинал жизнь с паровоза, Смирнову Т.Я., 35 лет проработавшую завучем в железнодорожной школе. Она всегда говорила: “Коллектив наш это подарок нам”. Таисия Яковлевна любила свой коллектив и всех, сколько было воспитано хороших учеников. Долгие годы проработал директором школы №1- Константин Петрович Матвеев. Более 30 лет проработал директором совхоза №7 Петр Михайлович Малышев. Какое доброе сердце было у Петра Михайловича! Вспоминаю Раису Андреевну Селюкову. Сколько в этой хрупкой женщине мужества и стойкости. Не достаточной была моя статья, если не вспомнить дежурных по станции Казахстан и составителей: Некрасов В.М., Гарин П., Глушко В.И., Никитенко П.В., Лобанов Г.А., Герасимова Ф., Рыжова М.И. Всем им низкий поклон, мёртвым и живым! Торопимся жить, нам всегда не хватает времени, проживаем день, не задумываясь, что уходит еще один день без возврата, уходит навсегда. У нас всегда полно забот, дел на всю жизнь. Но как бы мы не торопились жить, у нас есть прошлое, у каждого есть утро жизни – детство, далекое и близкое: далекое - мы всё дальше уходим от него, близкое – оно всегда с нами. Как дети войны мы хорошо знаем, что такое ложиться спать голодными. У замечательного поэта Абая Кунанбаева сказано: «Люди как морская волна, одна уходит, вторая приходит, так и поколение – одно уходит, второе приходит, и каждое поколение несёт на своих плечах груз ответственности». Мы ушли, а поезда - пассажирские, товарные – идут, их ведёт новое поколение железнодорожников.

    К началу
    Из воспоминаний ветерана педагогического труда МАСЫЧ ВАЛЕНТИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

    Начали строить и станцию Казахстан, так как паровозы в 30-е годы без набора угля и ремонта не могли проходить большие расстояния. Все создавалось на голом месте: депо, пункт технического осмотра вагонов, электростанция, угольный склад с угольником для чистки паровозов от шлаков, водоснабжение (воду насосная станция на реке Утва перекачивала в 30-метровую водонапорную башню на расстояние 5 км, затем вода подавалась в водозаборные колонки). Многие работы велись вручную. В 1932 году началось строительство домов для железнодорожников. Было построено 16 деревянных и 4 каменных дома. В 1933 году были заложены железнодорожные больница и школа №46 (69, 523, а ныне это городская школа №5). Сначала она существовала как начальная, затем, как семилетка. Школа распахнула двери для первых учеников уже в 1935 году, когда был готов первый этаж, а второй еще только строился. Первым директором был Махаев. Учитель биологии Г.И. Ветошкин заложил школьный сад, построил теплицу. Ведущим литератором был Ю.П. Фокин, заслуженный учитель Казахстана, собравший за свою жизнь прекрасную частную библиотеку и бескорыстно отдавший детям.
    …Вспоминается железнодорожный вокзал станции Казахстан осенью 1941 года. Еще полтора-два месяца назад он не казался таким пугающе мрачным и суровым. Один за другим проходят поезда, увозящие на фронт красноармейцев. Из черной тарелки динамика доносится голос диктора: “После продолжительных и тяжелых боев…”. С тревогой и болью вслушиваются в последние военные сводки стоящие на перроне женщины. Я знаю их имена, многие из них живы. Они пришли встречать эвакуированных детей. Вот и санитарный эшелон. Заботливые женские руки подхватывают детей. Их девятнадцать. Выглядят дети измученными, испуганными и истощенными. Сколько же пережили они, родненькие! Здесь, на станции Казахстан нашли они вторую родину, жили в железнодорожных детских яслях. Терпеливо ждали воспитатели, нянечки, когда же улыбнуться счастливой улыбкой их воспитанники, а потом были свидетелями неповторимых минут, когда родители приезжали издалека, обнимали своих крошек и со слезами благодарности кланялись тем, кто вернул к жизни самое дорогое – их детей. Каждое утро, когда я иду на работу, встречаюсь с пожилой (под 70 лет), но обаятельной женщиной с тонким румянцем на щеках и ясными голубыми глазами, излучающими тёплый свет. Знаю, что воспитывает 3-х внуков, вся в делах, минуты нет свободной. Видимо оттого и сил ещё хватает на все, что вся жизнь прошла в труде, а труд был и остается для нее первой необходимостью. Я знаю эту женщину - это Морозова Инна Сергеевна: её совсем не приметит, даже не обратит внимания проезжающий на модной машине деловой человек. А вот старожилы Аксая знают её все, особенно, женщины, которые не раз обращались к Инне Сергеевне за помощью с больными, и ни разу не получили отказ, она шла пешком в любую погоду, в любое время суток спасать, отвести чужую беду. Об Инне Сергеевне рассказывают легенды. Старожилы рассказали, как эта юная женщина во время войны спасла умирающего сироту, которого привезли в железнодорожные детские ясли. Мальчик потерял родителей - это был Ваня Ясленский, который потом получил фамилию Титов. Так эта девушка, сама ещё не ставшая матерью, после смены, оставалась на ночь, не уходила домой - надо было спасать Ваню. Работали самоотверженно… Этих минут не забыть никогда! Дай Бог долгой, обеспеченной жизни Екатерине Филипповне Исаковой, Александре Гладковой, Инне Сергеевне Морозовой… А в 50-е годы после окончания войны освобожденным из ГУЛАГа, жители выносили к поездам пирожки и крынки с молоком, а в домах стали появляться незнакомые изможденные люди. Но и после хрущевской оттепели многие остались здесь жить, стали учителями, врачами. …Садик – так ласково называли маленький сквер возле железнодорожной станции. Здесь была сосредоточена вся культурная жизнь: летний кинотеатр, павильон с шашками, шахматами, газетами и журналами, танцплощадка (нам, старшеклассникам, не разрешали ходить на танцы, дежурили учителя, но мы все – таки бегали «под танцы» - гуляли между деревьями, а на площадке танцевала уже взрослая молодежь). Был фонтан с каменным тюленем посередине, из ноздрей которого все лето били холодные струи воды. Пока Аксай был станцией, вся его жизнь вертелась вокруг «железки» и вокзала. Надо сказать, что все свои социальные объекты железная дорога содержала на высшем уровне, а вокзал с его чистым перроном и клумбами был любимым местом прогулок. Железная дорога делила город на две части, но железнодорожный мост построили только в 70-е годы, а до этого люди перебирались из одной части города в другую через тормозные площадки многочисленных составов или под ними. Прошли годы, облик Аксая очень изменился, особенно в последнее время. По инициативе и активной поддержке Акима Бурлинского района К.Е Имашева парк в старой части города просто помолодел, в нем появился музей под открытом небом, преобразилась площадь Победы, в новых микрорайонах воздвигнуты мемориалы, посвященные подвигу наших современников. Строится и хорошеет Аксай, меняется буквально на глазах. Вспомним же добрым словом всех, кто строил его, в том числе и наших зарубежных друзей – чехов, болгар, немцев! Я желаю родному городу быть еще краше, чище, уютнее, чтобы мы могли гордиться им так же, как гордимся своей историей и нашими замечательными людьми!

    К началу
    Из воспоминаний первой воспитательницы железнодорожных детских яслей С. ИСАКОВОЙ
    Юность, наша светлая юность, ты однажды навсегда нам дана. Годы. Вы, как чуткие струны, Только тронешь – запоёт струна.

    Никогда не изгладятся в памяти те далекие предвоенные годы. Тридцать лет работы в яслях позади, как сейчас помню первый год работы и первую встречу с малышами, которые заполнили всю мою жизнь. Заведующими яслями за тридцать лет были: А.В Вихорева, Е.П. Сидякина, З.И Осипова, М.Д Сулимина, М.А Назарова, В.А Моргачева, И.П. Бутусова и столько же врачей. У всех разные характеры, разные приёмы в работе, но единым было: отдать любовь детям без остатка. 1938 год. Ясли открылись в жилом доме, где было много неудобств. Издали носили воду, но мирились с трудностями в ожидании нового здания. Мало белья, тесно в помещении, нет игрушек, пособий, сами рубили дрова и топили печи, не хватало угля, а работать надо было. Матери несли нам детей, доверяли нам самое дорогое. 1940 год. Осенью сдали в эксплуатацию настоящие ясли. Это была окраина поселка - кругом пустыри. Куда не глянешь – безбрежная степь. Ни единого деревца. Здание яслей да деревянный сарай и больше ничего. Этих минут не забыть никогда.

    К началу
    Из воспоминаний НИКОЛАЯ РЕМЫГА

    Началась жизнь нашего города давно, с работ по прокладке железной дороги от г. Уральска до Соль–Илецка протяжностью 265км. Так как паровозы без набора угля и ремонта не могли проходить такое расстояние, то начали строить станцию Казахстан. Все создавалось на голом месте: паровозное депо, пункт технического осмотра вагонов, электростанция, угольный склад с угольником для чистки паровозов от шлаков, водоснабжение. Протяженность трассы Уральск – Казахстан 120км, ст. Казахстан – Соль–Илецк -145км. Не было даже поселка из-за отсутствия воды. Воду насосная станция на реке Утва перекачивала в тридцати метровую башню на расстоянии 5км. Строительство это началось в 1932 году со строительства домов для жилья железнодорожников (16 деревянных и 4 каменных дома), вода из башни подавалась в колонки, функционирующие до сих пор. В 1933 году была заложена железнодорожная больница и школа №46 (ныне №5). Сначала школа существовала как начальная, затем, как семилетка, распахнула двери для первых учеников уже в 1935г, когда был готов первый этаж, а второй ещё строился. Первым директором был Махаев. С 1962 года станция Казахстан стала районным центром, ведь до 1962 года центр района был в п.Бурлин.

    К началу
    Из воспоминаний НЫСЫНБАЕВОЙ СОФЬИ ШАМСУТДИНОВНЫ

    Родилась в 1937 году. Трудовая деятельность началась с 12 июля 1958 года. Зачислена на должность дежурного по станции Чингирлау. Через год перемещена в этой должности на разъезд Жаркий. Была весовщицей, оператором станции Казахстан. С 1974 году переведена заместителем начальника станции Казахстан. 1979 году назначена начальником станции Казахстан. За перевыполнение заданий, за успехи в социалистических соревнованиях, за достигнутые успехи по выполнению плана маршрутизации вагонов, за проявленную инициативу в деле оказания беспрепятственного продвижения при безусловном обеспечении движения перевыполнения заданий по передаче поездов объявлена благодарность и награждена почетными грамотами. За активное участие в развитии железнодорожного транспорта СССР награждена знаком «150 лет железным дорогам». С 1996 года на заслуженным отдыхе.

    К началу
    Из воспоминаний БЕДЫ МАРИИ ВАСИЛЬЕВНЫ

    Трудовая деятельность на железной дороге началась с 18 мая 1942 года. Зачислена на должность контролёра контрольного поста ст. Казахстан. Была избрана депутатом избирательного округа №36 Аксайским городским советом, 13 июня 1971 года избрана депутатом Аксайского городского совета депутатов и в поселковый совет. Заседателем зала суда была в течение 10 лет. За отличные успехи, за достигнутые успехи в учебе к образцовой дисциплине объявлены благодарности, награждена почетными грамотами. За доблестный труд в Великой Отечественной войне награждена юбилейными медалями Победы. За долголетний добросовестный труд награждена медалью «Ветеран труда». За активное участие в развитии железнодорожного транспорта СССР награждена знаком «150 лет железным дорогам». С 1сентября 1991 года на заслуженном отдыхе

    К началу
    Из воспоминаний ГАРИНА ПЕТРА ИВАНОВИЧА

    Трудовая деятельность на железной дороге началась с 1946 году 28 октября. Зачислен учеником стрелочника. Затем он был назначен дежурным по станции Казахстан Западно-Казахстанской железной дороги. Основная обязанность обеспечение безопасности движения и бесперебойный пропуск пассажирских поездов, производство маневренных работ по подаче вагонов с народно-хозяйственными грузами на подъездные пути и промышленные предприятия. За достигнутые успехи в труде и проявленную при этом инициативу, за долголетние добросовестный труд награжден медалями, благодарственными письмами и почетными грамотами отделения и управления ЗК железной дороги. Награжден медалью «За трудовую доблесть». За активное участие в развитии железнодорожного транспорта СССР награжден знаком «150 лет железным дорогам». 1990 года 6 января на заслуженном отдыхе.

    К началу
    Из воспоминаний БАБЕНКО ФЕДОРА ФИЛИМОНОВИЧА

    Трудовая деятельность на железной дороге началась с 27 сентября 1948г. Был зачислен старшим кондуктором станции Казахстан. Начав свой трудовой путь учителем начальных классов, в послевоенные годы связал свою жизнь с железнодорожным транспортам. Молодые годы его жизни отмечены незабываемыми вехами Великой Отечественной войны. Начав свой путь в 1941 году под Москвой и закончил его в 1945 году на Эльбе. Воинское звание старший лейтенант. За перевыполнение взятых обязательств, за достигнутые успехи в работе, в социалистических соревнованиях, за достижение высоких показателей, за 100% отправление поездов, добросовестное отношение к делу объявлены благодарности награжден почетными грамотами. Являясь инвалидом Великой Отечественной войны с 1990 года возглавляет правление Бурлинского районного общества инвалидов и бескорыстно, от чистого сердца помогает им. С 1982 года на заслуженном отдыхе.

    К началу
    Из воспоминаний САРАБАЕВА МАРАТА ТАСТЕМИРОВИЧА

    1949 жылдан бастап теміржол ж?мысшысы болып ?ызмет етті. Жылдар ?ткен сайын ?зін к?рсете білген жол ж?мысшысы бригадир, мастерлік ?ызметке дейін к?терілді. Адал е?бегі, социалистік жарыста д?режелі н?тиже к?рсеткендігі, жоспардан тыс е?бек еткені, берілген тапсырманы уа?ытынан б?рын орында?аны ?шін мада?тау грамоталарымен, белгілерімен марапатталды. Е?бектегі жетістіктері ?шін курорт?а тегін жолдама берілді. К?п жылдар адал е?бегі ?шін СССР Жо?ар?ы Советі Президиумыны? атынан облысты? халы? депутатыны? шешімі бойынша «?ызыл ж?лдыз» орденімен марапатталды. СССР теміржол транспортын ?ркендетуде з ?лесін ?ос?анды?ы ?шін «Темір жолдар?а 150 жыл» белгісімен марапатталды.

Hosted by uCoz